Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

МБДОУ «Ординский детский сад»

Адрес: Пермский край, село Орда, ул. Северная, д. 5а
Телефон: 8 34 258 2 04 33
Эл. почта: orda-sad1@mail.ru

Доступная среда

 

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного, дополнительного и среднего профессионального образования детей. Закон подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Государство обязуется обеспечить бесплатным качественным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов на всех уровнях образования.

         В статье 79 закона «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ:

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Также в статье 44 закона «Об образовании в РФ» прописываются права и обязанности родителей (законных представителей) детей.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов имеют право:

- выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения;

- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

- защищать права и законные интересы обучающихся;

 - присутствовать при обследовании детей  психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

         Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

- обеспечить получение детьми общего образования;

- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии. 

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так:  «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах, специальных приемах и методах обучения, специальных учебниках и учебных пособиях, специальных технических средствах обучения индивидуального пользования, услугах ассистента и других условиях.

Дети с ОВЗ в основном - это дети: с тяжелыми нарушениями речи, значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, с  задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.

        Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:

1.     право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;

2.     право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;

3.     по окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);

4.     право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;

5.     к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания  на протяжении всего периода обучения;

6. право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;

7.  право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.

 

     

Cпециально оборудованные учебные кабинеты

Групповые помещения и и другие помещения в МБДОУ в которых осуществляется образовательная деятельность позволяют реализовать программу дошкольного образования, в том числе инвалидами и лицами с ОВЗ.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Материально-техническое обеспечение ДОУ позволяет решать воспитательно- образовательные задачи, имеется полный комплект учебно – методических пособий по реализуемой программе «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой).

В детском саду имеются:

- групповые помещения -18

- кабинет директора - 1

- методический кабинет - 2

- кабинет учителя - логопеда – 1

- логопункт - 1

- музыкальный зал- 2

- физкультурный зал – 1.

Количество прогулочных участков соответствуют количеству групп в детском саду. На каждом участке имеется веранда, песочница и разнообразное красочное и безопасное игровое оборудование для двигательной деятельности детей. В здании на ул. Ясная имеется индивидуальная спортивная площадка для организации и проведения физкультурных занятий на улице, в целях безопасности покрытая резиновым покрытием.

 

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека в учреждении отсутствует, однако в методическом кабинете имеется необходимое методическое обеспечение для реализации Образовательной программы дошкольного образования в том числе приспособленных для для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ для организации образовательного процесса имеются оборудованные объекты спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Условия для организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – ОВЗ)

 

 

В детском саду 6 детей с  ОВЗ ,2 ребёнка ОВЗ и инвалиды и 3ребёнка – инвалида.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами в МБДОУ «Ординский детский сад» ведется в группах комбинированной направленности по АОП:

  1. «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития» (разработанная на основе программы коррекционно- развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта, авторы Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова).
  2. «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования с умственной отсталостью легкой степени» (разработанная на основе программы коррекционно- развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта, авторы Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова).

В дошкольном учреждении разработаны правовые акты по вопросам защиты прав детей - инвалидов и детей с ОВЗ:

     - Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и детей ОВЗ;

     - Положение о группах комбинированной направленности в МБДОУ "Ординский детский сад";

     - Положение о ППК;

     - Штатное расписание.

Работу с детьми ОВЗ проводят воспитатели, 2 логопеда. В ДОУ имеется 1 логопедический кабинет и 1 логопункт. 1 раз в неделю с детьми ОВЗ занимаютсядефектолог и психолог по договору о сетевом взаимодействии с Ординским филиалом Государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»,

Коррекционно – развивающая работа в детском саду строится с учетом образовательных потребностей детей ОВЗ и заключений ПМПК. По результатам педагогической диагностики на каждого ребёнка составляется индивидуальный план коррекционной работы с детьми ОВЗ.Все коррекционно-развивающие индивидуальные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Для обучения детей ОВЗ используются вариативные методы и приемы обучения: релаксация, проектный метод, исследовательская деятельность, здоровье сбережение, пиктограммы, мнемотаблицы, схемы, полушарные доски.

Для реализации АОП в работе с детьми ОВЗ и инвалидами применяются:

Компьютерная программа «Логопедическое обследование детей»;

Компьютерная технология «Игры для Тигры»;

Компьютерная обучающая игра «Баба-Яга учиться читать»;

Компьютерная технология «Учимся говорить правильно»;

 Работа с детьми ОВЗ предусматривает создание специальной развивающей предметно -  пространственной среды с учетом потребностей детей ОВЗ:

         Все педагоги, работающие с детьми данной категории, прошли курсы повышения квалификации: «Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (инклюзивное образование)», «Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи в условиях ЦИПР», «Сопровождение ребёнка с ОВЗ, ребёнка инвалида в современном образовательном пространстве».

С декабря 2021 года для детей старшей группы была организована работа детского кружка «Говоруша», с целью разгрузить очередность детей на логопункте, Кружок посещают 8 детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа имеет коммуникативно-речевую направленность и рассчитана на формирование общих речевых навыков. В результате деятельности кружка у детей улучшилась артикуляционная подвижность, речевое дыхание, зрительное и слуховое восприятие.

 

Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды
(далее - РППС) в образовательном учреждении, в том числе для детей с ОВЗ (соответствие РППС требованиям Стандарта дошкольного образования, методические мероприятия, приобретение игр и пособий, организаций и проведение конкурсов, участие родителей (законных представителей);

Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности.

Развивающая среда обновляется и корректируется в течение всего учебного года с учётом возрастных особенностей и особенностей программы.

Для работы с детьми ОВЗ приобретены игры и пособия:

- Полушарные доски на развитие мелкой моторики, концентрацию внимания и межполушарных связей;

- Игровой набор «Слова» для знакомства с буквами, где на карточки-шаблоны выкладываются деревянные буквы.

- Альбом «Мои первые буквы» для запоминания и письма печатных букв;

- Альбом «Мои первые буквы» для подготовки руки к письму.

 

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Имеются частично.

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья) и инвалидов  имеет:

- Паспорт доступности 

- на сайте МБДОУ имеется версия для слабовидящих

Специальные условия питания

В ДОУ на собственном пищеблоке организовано четырехразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник) на основе примерного десятидневного меню, утвержденного руководителем.

В ДОУ строго соблюдаются все нормы питания обучающихся,в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные санитарными нормами и правилами.

В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Помещение пищеблока имеет отдельный выход.

В ДОУ соблюдаются все нормы питания воспитанников, предусмотренные санитарными нормами и правилами.

 В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы.

В рацион питания включены фрукты, овощи, соки.

 

Cпециальные условия охраны здоровья

Охрана здоровья в ДОУорганизована в соответствии со Статьей 41. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В детском саду разработаны и применяются следующие меры по охране и укреплению здоровья воспитанников:

- строгое соблюдение режима дня;

- соблюдение режима прогулок;

- подвижные игры на воздухе;

- строгое соблюдение карантинных мероприятий;

- закаливающие мероприятия;

- различные виды гимнастик (утренняя; после дневного сна)

- соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий;

- соблюдение требований к учебной нагрузке;

- выполнение режима и норм питания;

- включение в меню свежих фруктов и соков;

- просветительская работа с родителями;

- создание условий для двигательной активности.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ "Ординский детский сад"  имеет доступ к сети Интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет. Официальный сайт адоптирован для людей с нарушением зрения. Сайт МБДОУ обновляется по мере поступления информации.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

нет

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

       В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

         - Коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие маты, магнитная доска.

         - мультимедийные комплексы (проектор и экран),

         - интерактивные доски,

         - телевизоры

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

не предусмотрено

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

не предусмотрено

Наверх