Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного, дополнительного и среднего профессионального образования детей. Закон подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Государство обязуется обеспечить бесплатным качественным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов на всех уровнях образования.
В статье 79 закона «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ:
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
Также в статье 44 закона «Об образовании в РФ» прописываются права и обязанности родителей (законных представителей) детей.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов имеют право:
- выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения;
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
- защищать права и законные интересы обучающихся;
- присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
- обеспечить получение детьми общего образования;
- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах, специальных приемах и методах обучения, специальных учебниках и учебных пособиях, специальных технических средствах обучения индивидуального пользования, услугах ассистента и других условиях.
Дети с ОВЗ в основном - это дети: с тяжелыми нарушениями речи, значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.
Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:
1. право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
2. право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
3. по окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
4. право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
5. к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;
6. право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;
7. право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.
-
Северная 5а (105 КБ)
-
вход в здание_32.jpg (27 КБ)
-
Зелёная 7 (118 КБ)
-
IMG_20210518_114632.jpg (65 КБ)
-
IMG_20190730_091204_0.jpg (26 КБ)
-
входная площадка_88.jpg (51 КБ)
-
Ясная 1 (117 КБ)
-
20201014_134713.jpg (74 КБ)
-
FDFFVmQUaTc.jpg (66 КБ)
-
20201014_135023_r1.jpg (28 КБ)
-
20201014_135207_r1.jpg (22 КБ)
Cпециально оборудованные учебные кабинеты
Групповые помещения и и другие помещения в МБДОУ в которых осуществляется образовательная деятельность позволяют реализовать программу дошкольного образования, в том числе инвалидами и лицами с ОВЗ.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Материально-техническое обеспечение ДОУ позволяет решать воспитательно- образовательные задачи, имеется полный комплект учебно – методических пособий по реализуемой программе «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой).
В детском саду имеются:
- групповые помещения -18
- кабинет директора - 1
- методический кабинет - 2
- кабинет учителя - логопеда – 1
- логопункт - 1
- музыкальный зал- 2
- физкультурный зал – 1.
Количество прогулочных участков соответствуют количеству групп в детском саду. На каждом участке имеется веранда, песочница и разнообразное красочное и безопасное игровое оборудование для двигательной деятельности детей. В здании на ул. Ясная имеется индивидуальная спортивная площадка для организации и проведения физкультурных занятий на улице, в целях безопасности покрытая резиновым покрытием.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в учреждении отсутствует, однако в методическом кабинете имеется необходимое методическое обеспечение для реализации Образовательной программы дошкольного образования в том числе приспособленных для для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ для организации образовательного процесса имеются оборудованные объекты спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Условия для организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – ОВЗ)
В детском саду 6 детей с ОВЗ ,2 ребёнка ОВЗ и инвалиды и 3ребёнка – инвалида.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами в МБДОУ «Ординский детский сад» ведется в группах комбинированной направленности по АОП:
- «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития» (разработанная на основе программы коррекционно- развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта, авторы Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова).
- «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования с умственной отсталостью легкой степени» (разработанная на основе программы коррекционно- развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта, авторы Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова).
В дошкольном учреждении разработаны правовые акты по вопросам защиты прав детей - инвалидов и детей с ОВЗ:
- Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и детей ОВЗ;
- Положение о группах комбинированной направленности в МБДОУ "Ординский детский сад";
- Положение о ППК;
- Штатное расписание.
Работу с детьми ОВЗ проводят воспитатели, 2 логопеда. В ДОУ имеется 1 логопедический кабинет и 1 логопункт. 1 раз в неделю с детьми ОВЗ занимаютсядефектолог и психолог по договору о сетевом взаимодействии с Ординским филиалом Государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»,
Коррекционно – развивающая работа в детском саду строится с учетом образовательных потребностей детей ОВЗ и заключений ПМПК. По результатам педагогической диагностики на каждого ребёнка составляется индивидуальный план коррекционной работы с детьми ОВЗ.Все коррекционно-развивающие индивидуальные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Для обучения детей ОВЗ используются вариативные методы и приемы обучения: релаксация, проектный метод, исследовательская деятельность, здоровье сбережение, пиктограммы, мнемотаблицы, схемы, полушарные доски.
Для реализации АОП в работе с детьми ОВЗ и инвалидами применяются:
Компьютерная программа «Логопедическое обследование детей»;
Компьютерная технология «Игры для Тигры»;
Компьютерная обучающая игра «Баба-Яга учиться читать»;
Компьютерная технология «Учимся говорить правильно»;
Работа с детьми ОВЗ предусматривает создание специальной развивающей предметно - пространственной среды с учетом потребностей детей ОВЗ:
Все педагоги, работающие с детьми данной категории, прошли курсы повышения квалификации: «Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (инклюзивное образование)», «Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи в условиях ЦИПР», «Сопровождение ребёнка с ОВЗ, ребёнка инвалида в современном образовательном пространстве».
С декабря 2021 года для детей старшей группы была организована работа детского кружка «Говоруша», с целью разгрузить очередность детей на логопункте, Кружок посещают 8 детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа имеет коммуникативно-речевую направленность и рассчитана на формирование общих речевых навыков. В результате деятельности кружка у детей улучшилась артикуляционная подвижность, речевое дыхание, зрительное и слуховое восприятие.
Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды
(далее - РППС) в образовательном учреждении, в том числе для детей с ОВЗ (соответствие РППС требованиям Стандарта дошкольного образования, методические мероприятия, приобретение игр и пособий, организаций и проведение конкурсов, участие родителей (законных представителей);
Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности.
Развивающая среда обновляется и корректируется в течение всего учебного года с учётом возрастных особенностей и особенностей программы.
Для работы с детьми ОВЗ приобретены игры и пособия:
- Полушарные доски на развитие мелкой моторики, концентрацию внимания и межполушарных связей;
- Игровой набор «Слова» для знакомства с буквами, где на карточки-шаблоны выкладываются деревянные буквы.
- Альбом «Мои первые буквы» для запоминания и письма печатных букв;
- Альбом «Мои первые буквы» для подготовки руки к письму.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Имеются частично.
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья) и инвалидов имеет:
- Паспорт доступности
- на сайте МБДОУ имеется версия для слабовидящих
-
пандус Ясная, 1.jpg (180 КБ)
-
кнопака вызова Зеленая, 7 (2).jpg (220 КБ)
-
Вход в здание Зеленая, 7.jpg (51 КБ)
-
схема в здании Зеленая, 7.jpg (220 КБ)
Специальные условия питания
В ДОУ на собственном пищеблоке организовано четырехразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник) на основе примерного десятидневного меню, утвержденного руководителем.
В ДОУ строго соблюдаются все нормы питания обучающихся,в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные санитарными нормами и правилами.
В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Помещение пищеблока имеет отдельный выход.
В ДОУ соблюдаются все нормы питания воспитанников, предусмотренные санитарными нормами и правилами.
В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы.
В рацион питания включены фрукты, овощи, соки.
Cпециальные условия охраны здоровья
Охрана здоровья в ДОУорганизована в соответствии со Статьей 41. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В детском саду разработаны и применяются следующие меры по охране и укреплению здоровья воспитанников:
- строгое соблюдение режима дня;
- соблюдение режима прогулок;
- подвижные игры на воздухе;
- строгое соблюдение карантинных мероприятий;
- закаливающие мероприятия;
- различные виды гимнастик (утренняя; после дневного сна)
- соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий;
- соблюдение требований к учебной нагрузке;
- выполнение режима и норм питания;
- включение в меню свежих фруктов и соков;
- просветительская работа с родителями;
- создание условий для двигательной активности.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ "Ординский детский сад" имеет доступ к сети Интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет. Официальный сайт адоптирован для людей с нарушением зрения. Сайт МБДОУ обновляется по мере поступления информации.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
нет
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- Коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие маты, магнитная доска.
- мультимедийные комплексы (проектор и экран),
- интерактивные доски,
- телевизоры
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
не предусмотрено