В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития.
Основными задачами по гражданско-патриотическому воспитанию детей является:
- формировать у детей систему знаний о своей Родине;
- пробуждать в детях любовь к родной земле, к своему народу;
- воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на события общественной жизни;
- вовлекать детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.
В данных мероприятиях участвовали: 107 детей, 8 педагогов, 41 родителей (законных представителей).
По проведению Единого родительского дня, чтобы достигнуть определенного результата в гражданско - патриотическом воспитании, педагоги детского сада в своей работе использовали современные методики и технологии для решения этих важных задач. Технологии, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием таких как: квест – технология, краткосрочные образовательные практики с использованием игровых технологий и компьютерные технологии, использование технологии критического мышления «Кубик Блума».
Для детей старшего дошкольного возраста и родителей (законных
представителей) 23-24 ноября 2022года с целью формирование у воспитанников чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к малой Родине педагогами МБДОУ «Ординский детский сад» проводились мероприятия по нравственно- патриотическому воспитанию.
«Мы - патриоты Родины своей», «Мы вместе», мероприятия проводились в форме квест - игры, где команды старшей и подготовительных групп, на определенных этапах отвечали на вопросы, решали логические задачи. Квест для дошкольников выполнял не только развлекательную функцию, но и реализовывал образовательные задачи, участники усваивают новые знания, и закрепляю имеющиеся, задания соответствовали выбранной теме и по своему содержанию отвечали уровню знаний и умений детей и прохождению 4 – х станций.
Задания детского квеста были самые разнообразные:
- упражнение «Назови вежливое слово»;
- прослушивание нескольких музыкальных отрывков и отгадывание;
- какой из этих музыкальных композиций Гимн России;
- собирание разрезных картинок;
- отвечали на вопросы, записывая с родителями ответы в кроссворд;
- изготовление открытку для военнослужащих.
Кроме того, совместная деятельность обучала детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышала атмосферу сплоченности и дружбы, развивала самостоятельность, активность и инициативность.
Краткосрочная образовательная практика прошла для детей среднего дошкольного возраста «Патриотические игры с фонариком» совместно с родителями. Дети и родители научились создавать игры с использованием фонарика, на примере официальной, неофициальной символики России. Закрепили символику РФ на платформе Learning Apps.org в упражнении «Собери пазл». Родители взяли на заметку как дома можно создать такие игры на разные темы.
Использование компьютерных информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. В образовательный процесс для детей старшего возраста мы включили видеофильм «Моя Родина - Россия» с использование специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеофильма связана с реализуемой темой по патриотическому воспитанию.
Ведущим фактором формирования патриотического сознания детей является ознакомление с природой родного края. Актуально знакомство старших дошкольников с красной книгой родного края. «Красная книга» - эта книга сигнал бедствия, в которую попадают обитатели находящиеся под угрозой исчезновения животные, растения. Информацию доносить до ребенка можно с помощью разных приемов и методов, один из таких приемов – это развитие критического мышления. «Кубик Блума»- позволяет сформулировать тему, и вопросы самого разного характера, которые будут обсуждаться. Вопросы: назови, объясни, почему, предложи, подумай, поделись. Родители вместе с детьми сделали «Кубик Блума» по редким и исчезающим видам животных и птиц, бабочек, растений. Дети презентовали свой кубик другим детям и родителям.
Поддержание традиций, бережного отношения к матери, воспитание любви и уважения к ней, укрепление семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье, желания доставлять радость близкому, родному человеку. Мероприятие, приуроченное к празднику «День Матери» было организованно в форме совместного досуга для детей подготовительной группы и родителей, направлено на желания помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле. Закрепление семейных устоев – основные цели этого мероприятия. Душевные поздравления и песни звучали для мам, красивый танец исполняли дети для своих мам. Проведение совместного мастер-класса «Изготовление фоторамки».
В приемных групп оформлены стенды «Россия - любимая наша страна» с информационными листами «Как воспитать маленького патриота», фотоальбом «Мы дети твои, Россия». Для родителей изготовлены буклеты, памятки «Компоненты гражданско – патриотического воспитания», «Наша страна - Россия», «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.