Материально-технические условия реализации ОП ДОУ соответствуют:
- требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемическими правилами и нормативами;
- требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности.
В учреждении создана инновационная среда для поступательного и качественного развития учреждения. Организация развивающей предметно-пространственной среды направлена на создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую и т.д.). Оборудование помещений МБДОУ отвечает безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим характеристикам.
На территории расположены 18 прогулочных площадок, с теневыми навесами и малыми формами, спортивная площадка со спортивным оборудованием.
В здании расположены:
- 18 групп для пребывания детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, которые включают в себя групповые помещения, спальни, приемные, умывальные комнаты;
– специально оборудованные помещения для организации образовательной деятельности: кабинет логопеда – 1 ед, музыкальный зал – 2 ед, спортивный зал – 1 ед.
В целях эффективного функционирования и реализации ОПДО, ДОУ полностью оснащено необходимым комплектом мебели, учебным и игровым оборудованием в соответствии с современными требованиями ФГОС дошкольного образования.
В ДОУ имеется необходимый игровой и дидактический материал для организации игровой, двигательной, музыкальной, продуктивной и творческой деятельности детей: сюжетные, настольно-печатные, развивающие игры, игры для сенсорного развития, материалы- Фребеля для развития воспитанников.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ отвечает требованиям ФГОС ДО, организована в соответствии с принципами содержательно-насыщенности, трансформируемости, полифунциональности, вариативности, доступности и безопасности. Образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребенка и составляет систему условий позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, включая пространственно-временные (вариативность и трансформируемость предметного пространства в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей, в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
Организация развивающей предметно-пространственной среды направлена на создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую и т.д.).
При создании предметно-развивающей среды группы учитываются особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, используется гендерный подход. Организация развивающей предметно-пространственной среды отвечает принципу полифунциональности: игровые модули, ширмы, предметы-заместители имеют возможность разнообразного использования в различных видах детской активности. Оборудование помещений ДОУ отвечает безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим характеристикам. Мебель соответствует росту и возрасту детей, обеспечивая доступность игрового оборудования, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство каждой возрастной группы организовано в виде «центров активности», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В ДОУ сформировано профессиональное взаимодействие педагогов с детьми, основанное на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития, доброжелательном отношении к ребенку, мотивационном подходе. Образовательный процесс включает совместную деятельность взрослого и детей и свободную самостоятельную деятельность воспитанников. Учтена гендерная специфика развития детей дошкольного возраста. Организовано тесное взаимодействие образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников, с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Оснащение образовательно-воспитательного процесса обеспечивает возможность осуществление образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми, организации совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, проведению режимных моментов, организации разнообразной игровой деятельности. Группы оборудованы с учетом полоролевой специфики, предметно-развивающая среда обеспечена общим и специфическим материалом для мальчиков и для девочек.
Предметно-развивающая среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться для реализации других образовательных областей. Все оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Игрушки соответствуют регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей. Предметно-развивающая среда образовательного учреждения соответствует принципам информативности, вариативности, полифунциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости.
Для реализации Программы используется учебно-методический комплекс образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», а также другие методические материалы, обеспечивающие реализацию части, формируемой участникам и образовательных отношений.
В целях качественного осуществления образовательной деятельности педагогам в ДОУ обеспечен доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, который осуществляется с персональных компьютеров (ноутбуков, планшетных компьютеров и т. п.), подключенных к сети интернет. Предоставление доступа к сети Интернет осуществляется в методическом кабинете. Также для общего пользования педагогам оборудовано одно автоматизированное рабочее место. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Учебно-методический комплекс соответствует требованиям реализуемой в образовательном учреждении образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования. В полном объеме имеется учебно – методический комплекс для реализации образовательной программы, методические пособия для педагогов, демонстрационный, раздаточный, дидактический материал, библиотека для педагогов, родителей и детей. В методическом кабинете находится библиотека методической литературы, классифицированная по рубрикам – направлениям образовательной деятельности.
Создание и обновление предметно-развивающей среды
Учитывая, что источником и движущей силой развития личности является реальная самостоятельность ребенка, в учреждении созданы условия предметно-развивающей среды, чтобы каждый ребенок осознал себя в качестве субъекта своей самостоятельной деятельности, творчески осваивающего свой собственный опыт. Организация предметно-развивающей образовательной среды создает возможность для осуществления постоянного пространственного и предметного выбора всеми объектами образовательного процесса. В организованной педагогами среде дети могут не только отыскивать, но и конструировать предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно - познавательной, игровой и художественной активности. Детям предоставляется обширный комплекс развивающих возможностей, среда провоцирует их на проявление самостоятельности и свободной активности. В нашем детском саду для обеспечения интеллектуального и личностного развития ребенка создана предметно-развивающая среда.